Научно-учебная лаборатория макроструктурного моделирования экономики России — Наталья Макеева

Lab Project in Moscow — это серия интервью с сотрудниками 10-ти лабораторий и исследовательских центров московской Вышки. 

Вооружившись Зумом студенты всех четырех кампусов брали интервью у экономистов, юристов, социологов, философов, лингвистов и аналитиков больших данных. Из цикла интервью ты узнаешь, как выглядят научные лаборатории изнутри, над какими проектами работают стажёры и сотрудники, а также как можно начать работать в лаборатории уже сегодня!

Из интервью с Натальей вы узнаете:
🔹 Что такое наукастинг?
🔹 Почему работа в лаборатории полезна для студентов и как она устроена?
🔹 Как удаётся сохранять work-life balance, учась в московской Вышке и работая в лаборатории?


Как ты попала в лабораторию?

Это не совсем стандартная история. Меня интересовали финансы и финансовые рынки, поэтому на втором курсе ОП Экономика я пошла на стажировку на валютный рынок в Московской бирже. У коллег стоял большой вопрос – как спрогнозировать волатильность? Я не знала, как ответить на него, и это меня заинтересовало. 

Объясни для несведущих, что такое волатильность?

Волатильность — это то, насколько сильно изменяется цена актива. Например, цена одного доллара может колебаться в 75 рубля плюс-минус одна копейка, а может – плюс-минус три рубля. Чем сильнее внутри дня меняется рынок, тем больше объемы торгов, и, соответственно, больше комиссия для биржи. 

Поняла. А что было дальше?

На третьем курсе у нас началась эконометрика, которую вёл мой будущий научный руководитель — Иван Павлович. К концу дисциплины мы стали разбирать простые модели и я пристала к преподавателю с вопросом: «Иван Павлович, в прогнозировании волатильности ведь тоже есть какие-то модели, расскажите!». Он говорил мне: «Слушай, ну там нужно будет много изучать, много читать, это совсем не бакалаврский уровень». Но я не сдалась и сказала: «Давайте попробуем».

Мне дали целое домашнее задание на лето: довольно обширный список литературы, которую мне нужно изучить. После мы встретились для обсуждения прочитанного. Когда настал выбор дипломной работы, я подошла к Ивану Павловичу с просьбой о том, чтобы писать под его руководством. Он согласился, поскольку посчитал, что я знаю, где взять данные после опыта стажировки в Московской бирже.

В итоге волатильность была темой моего диплома всего полгода, потом было решено тему поменять на “Анализ индикаторов и краткосрочное прогнозирование в режиме реального времени”. Тогда Николай Петрович предложил писать работу в качестве стажера лаборатории, потому что моя тема похожа на то, чем они занимаются там.

Я сначала не поняла, чего от меня хотят, мы переговорили с преподавателями лаборатории: Григорием Гельмунтовичем, Иваном Павловичем, Николаем Петровичем. Оказалось, что мой диплом будет сильно шире, чем он мог бы быть в рамках бакалаврской работы, и моя цель будет состоять в том, чтобы закончить это исследование уже на следующих этапах образования. 

Я очень боялась, но согласилась. Боялась ответственности: одно дело, когда ты отвечаешь только за себя, за твой научный труд, а другое дело — отвечать за это в рамках лаборатории. Ты понимаешь, что у тебя есть наставники, которых ты не можешь подвести, коллеги, которые тебе пытаются помочь и абсолютно искренне дают советы из личного опыта, делятся своей экспертизой. Это очень ценно, когда ты делаешь первые шаги в каком-то деле и ощущаешь поддержку вокруг. 

Сейчас я учусь на первом курсе магистратуры и продолжаю развивать мою тему. Это интересно, несмотря на то, что сложно: чтобы сделать что-то качественное, приходится прыгать сильно выше твоего уровня знаний. Приходится нарабатывать опыт, который люди накапливают в процессе написания кандидатских работ. А ты пытаешься достичь того, чтобы хотя бы понимать их исследования. Но мне это нравится. 

Расскажи, пожалуйста, подробнее о своей теме.

Моя работа связана с наукастингом разных макроэкономических показателей, то есть процессом, при котором мы пытаемся оценить те показатели, расчет которых еще не вышел, но данные по их компонентам уже есть как, например, с ВВП. И мы делаем предварительную оценку, которая, с одной стороны, дает общее представление о макроэкономическом состоянии, а с другой – сигналы экономическим агентам о корректировке в ту или иную сторону их дальнейшей стратегии поведения. 

Мы работаем в среде R, поскольку наукастинг работает в основном с временными рядами. Это постоянно вызов исправить код, который почему-то в какой-то момент начал ругаться, и поменять логику внутри него, если ты зашёл в тупик. Приходит понимание того, что все, что ты учил 4 года на бакалавриате и начинаешь учить в магистратуре, кому-то нужно. 

Что особенно нравится в Лаборатории?

Наверное, атмосфера. Ты чувствуешь поддержку и понимаешь, что всегда рядом есть плечо наставника. Ты можешь быстро получить ответы на свои вопросы, и, если тебе что-то непонятно, тебе объяснят и в пятый, и двадцать пятый раз. Это очень многого стоит, поскольку, на мой взгляд, без человеческих отношений никуда. 

Вне зависимости от того, к кому я прихожу в лаборатории, будь это Иван Павлович, с которым мы изначально начинали работать, Николай Петрович, который заинтересовался всей этой историей, или Григорий Гельмунтович, который вообще человек с большой буквы, потрясающий профессионал. Они все равно будут общаться с тобой на равных, помогать и направлять в рассуждениях. 

Ты сейчас одновременно учишься и работаешь в лаборатории. Сколько это примерно времени занимает? Успеваешь?

Бывает по-разному. Иногда хочется показать результат и то, что ты уже успел наработать, тогда учеба уходит на второй план. В сессионное время, поскольку все сотрудники либо преподаватели, либо точно были студентами Вышки и знакомы с тем, что такое сессия, точно есть возможность хорошо подготовиться к экзаменам, и тогда, конечно, внимание работе уделяется меньше. 

Расскажи, пожалуйста, как условно выглядит твой рабочий день?

«Рабочий день» — это, конечно, очень громко сказано. Я честно могу сказать, что я не каждый день занимаюсь теми исследованиями, которые у меня есть в лаборатории. Всегда бывает, что на рабочей неделе практически нет никаких занятий – это тот день, когда я могу полноценно погрузиться в свои исследования. До пандемии суббота был для меня днем, когда я приезжала в лабораторию физически, мне очень нравилось находится в 512 аудитории и проводить там время. 

А сейчас в период пандемии у вас же все равно есть какие-то постоянные созвоны в Зуме, Телеграмме?

У нас есть общий чатик в Телеграмме, в котором мы оперативно взаимодействуем, и, конечно, вопросы от меня стали менее лимитированными, чем вживую. Еще у нас есть традиция — семинар в лаборатории, где кто-то рассказывает либо о своем исследовании, либо о том, что он изучил, либо об исследовании, которое ему не подошло, но он точно знает, что его коллегам оно подойдет. Это уже регулярная и открытая история – может прийти любой человек на такое мероприятие – мы называем это семинар научной лаборатории. Но опять же, круг заинтересованных людей всегда сильно ограничен: либо преподаватели, либо сами сотрудники лаборатории, либо студенты, которые, как я, заинтересовались какой-то темой и пытаются что-то новое для себя почерпнуть. 

Раз в две недели, у нас есть созвон в Зуме, где мы обсуждаем вопросы, которые у нас накопились. Но вообще, ничего регулярного по типу каждый вторник с утра оперативка у нас нет, поскольку вопросы обычно более локальны. И если мне нужно проконсультироваться, то я прошу о встрече Николая Петровича или Ивана Павловича.

Говоря о консультациях. Получается, у вас только одиночные проекты и кто-то кого-то консультирует, или есть групповые?

У каждого свое направление, темы работ могут пересекаться, но 100% совпадения нет. Например, мой диплом по наукастингу близок к работе Ивана Павловича Станкевича — моего научного руководителя. Это он впервые заметил эту тему в зарубежных исследованиях, и она его заинтересовала. Хоть тема и одна, мы работаем в разных направлениях с точки зрения моделей, которые мы применяем.

А у вас вообще много студентов в лаборатории?

У нас из тех, кого я знаю, есть еще два моих бывших однокурсника. Один из них это Матвей, который сейчас даже уже является преподавателем. У нас есть Илья, который ходит на все наши мероприятия, и проводит исследование в рамках бакалаврской работы, но я думаю у него есть шанс, чтобы получить звание стажера-исследователя. Это из тех коллег, которых я вижу часто либо в чате, либо на созвонах, либо на семинарах. А так, в основном, сотрудники лаборатории это действующие преподаватели ВШЭ.

А как студенты попадают в лабораторию? У других ребят какой путь?

Насколько я знаю, Матвей изначально хотел в лабораторию. На ОП Экономика есть 2 направления – исследовательское и базовое. Исследовательское больше направлено на академическое изучение предмета, то есть некоторые дисциплины изучаются с бОльшим погружением в предмет. И он как раз шел по исследовательскому направлению, а я в свое время шла по обычному, поскольку, как я уже говорила, изначально мне больше нравились финансы, а это не предмет для исследовательского потока. А Матвей уже со 2 курса помогал своим одногруппникам и даже мне с такими предметами, как теория вероятностей и математическая статистика, эконометрика и т.д. 

Какими качествами или опытом должен обладать студент, чтобы попасть сюда? Желанием?

Мне кажется, да, поскольку студенты опыта не имеют и им нужно его откуда-то почерпнуть. Я назову, на мой взгляд, 2 качества, которые являются ключевыми чтобы попасть в любую лабораторию, так как в Вышке их очень много. Первое – трудолюбие, поскольку приходится много чего делать, и бывает, что работа не совсем тебе нравится. Я, например, не очень люблю собирать данные, но это приходится делать. И второе – любовь к учебе. Важно понимать, что, когда ты принимаешь решение работать в лаборатории, это совсем выходит за рамки бакалаврских курсов, и тебе придется в этом разобраться.

Как работа в лаборатории тебе поможет в долгосрочной перспективе?

Я понимаю, что опыт в лаборатории не так узок, как может показаться. Ты учишься искать информацию и ее обрабатывать — это такой универсальный навык, который нужен в любой сфере. Это попытка научится смело ставить гипотезы, проверять их и делать выводы. И даже если ты изначально был неправ, уметь признать это. 

У меня есть мечта все-таки когда-нибудь попробовать себя в роли преподавателя. Я много лет в Вышке была ассистентом по разным курсам. Это была и Микроэкономика у Автономова, где мы вели консультации и мне это безумно нравилось. Это была и Эконометрика у Ивана Павловича, где я тоже несколько раз вела консультации. Мне нравится объяснять людям то, что я хорошо понимаю, мне хочется, чтобы они поняли это так же хорошо, как понимаю это я. 

Единственное, что меня останавливает, это мысль: «А вдруг мне зададут вопрос, на который я не смогу ответить?». Но как говорят коллеги из лаборатории, с опытом это проходит, поскольку тебе всегда задают вопрос, на который ты не знаешь, как ответить. Он может быть абсурден, потому что студент до этого 3 недели не был на семинарах и не понимает, что происходит, либо студент решил пошутить, но к этому надо быть готовым. Я думаю, что после окончания магистратуры, когда у меня уже точно будет хороший запас знаний и опыта, я смогу этот опыт начать передавать другим студентам.

Какие у тебя еще есть планы и мечты в исследовательской деятельности?

Я хотела бы попробовать защитить кандидатскую, потому что я те наработки, которые есть у меня сейчас, можно продолжать. Это то, что мало изучено в России и имеет спрос, поскольку это те инструменты и модели, которые периодически использует Банк России, это можно увидеть по исследованиям, которые они публикуют. Моя работа точно не в стол и не для того, чтобы получить корочку. 

В чем миссия вашей лаборатории?

В том, чтобы люди через призму математических моделей могли смотреть в будущее и меньше совершали ошибок в настоящем. Мы пытаемся все время что-нибудь спрогнозировать, а если ты знаешь прогноз, то ты можешь скорректировать свое поведение сейчас, чтобы твои ожидания о будущем действительно оправдались.

Над интервью работали: Валерия Кука, Мария Кучеренко, Мария Арефьева, Марина Федорова, Екатерина Микуляева, Надежда Горбова

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить
%d такие блоггеры, как: