Research studies: Максим Смирнов о геоконсалтинге

maxim

Research studies — это цикл статей от студентов Питерской Вышки, в которых они простым языком рассказывают о своих исследованиях, о поисках тем и научных руководителей, а также о взлётах и падениях на пути к идеальному курсачу или диплому. 

В этой статье Максим Смирнов рассказывает о своей курсовой работе «Дискретно-континуальная модель торгующего города».

Торговые сети владеют сразу несколькими точками продаж: магазинами, супермаркетами, аптеками или ресторанами быстрого питания. Рано или поздно перед ними встаёт вопрос: “Где открыть новый магазин?” Кто-то решает его с помощью собственной интуиции или самостоятельных расчётов, а кто-то обращается в геоконсалтинговые фирмы. Такие компании профессионально выбирают локации новых торговых точек и обладают в этом большим опытом, чем большинство предпринимателей. Обычно геоконсалтинговые фирмы создают теоретическую модель конкретного рынка (например магазинов одежды, продуктовых магазинов или булочных), а затем методами машинного обучения и статистики оценивают её на реальных данных. При этом информацию по выручке и продажам им предоставляет сам клиент, а прочие необходимые данные: плотность и доходы населения, расположение конкурирующих торговых точек – уже накоплены самой геоконсалтерской фирмой.

В своей работе я как раз занимался созданием теоретической модели, но не для конкретного рынка, а в целом для потребительского спроса. Структура модели следующая: предприниматель выбирает: открывать или не открывать магазин, а если открывать, то где. После этого открывшиеся магазины начинают ценовую игру – выбирают такие цены, чтобы их прибыль была наибольшей, при этом принимая во внимание, что каждый из конкурентов проделывает то же самое. Из-за сложности моделирования я рассматривал только последнюю часть модели – ценовую игру (в частности, анализировал её стабильный равновесный исход) и поставил такие исследовательские вопросы:

  1. При каких условиях в рассматриваемой ценовой игре существует равновесие? 
  2. При каких условиях это равновесие единственно? 

Экономика города близка нам по определению – мы в нём просто-напросто живём. Мы и есть те самые агенты, которых она изучает. Это мы ходим в сетевые супермаркеты за хлебом и в кофейни за пирожными. Именно близостью к жизни мне и нравится тема экономики города в целом и ритейла в частности. Perfect match: мой научный руководитель Сергей Гелиевич Коковин как раз занимался проектом по ритейлу, целью которого было применение теоретических знаний экономики к реальным кейсам (прежде всего это вопрос локации новых точек) в сотрудничестве с геоконсалтинговыми фирмами. Изначально я собирался и придумать теоретическую модель, и самостоятельно оценить её на данных, но эмпирическая часть – проверка модели на данных – невозможна без знания объемов продаж всех магазинов (например, всех булочных или всех аптек) города, и поэтому я решил сделать только теоретическую модель. Впоследствии я около месяца провёл на стажировке в одной из геоконсалтерских компаний и смог посмотреть на этот бизнес изнутри. 

Я отталкивался от стандартного подхода Industrial Organisation, внося изменения там, где мне это казалось уместным. Логичным и очевидным выглядит предположение о том, что спрос конкретного покупателя на товары конкретного магазина (индивидуальный спрос) зависит от характеристик этого магазина (цены в этом магазине, расстояния до него). Не менее логичным, но менее очевидным кажется зависимость индивидуального спросаот характеристик всех остальных магазинов – и это я тоже постарался учесть. К тому же я рассматривал город не как отрезок (так делают чаще всего), а как двумерный объект. Это значительно усложнило вычисления, но сделало модель более приближенной к реальности.

Зная формулу для спроса каждого покупателя и имея в распоряжении карту города (расположение магазинов мы принимаем как заданное), мы можем составить формулу для общей выручки конкретного магазина, то есть умноженного на цену суммарного спроса всех потребителей в округе. В этой формуле выручка будет зависеть от определённых характеристик торговой точки: расстояния до потребителей, расстояния до конкурентов и цены. Характеристики других торговых точек также учитываются, но с тем меньшим весом, чем дальше они находятся от интересующей нас точки. 

Таким образом мы вывели формулу выручки для каждого магазина, из которой получаем формулу цены, которую установят магазины. Тут-то и настало время вспомнить об исследовательских вопросах. To cut a long story short, в моей модели существуют равновесные цены (при определённом условии) и такое ценовое равновесие даже может быть единственным (при определённом условии). 

Сейчас моя работа имеет только теоретическое значение. Чтобы её прямолинейно оценить на данных и проверить, как она работает на практике, нам нужно знать выручку всех магазинов города (в рамках конкретной отрасли) вне зависимости от сетевой принадлежности, а это на данный момент невозможно и в целом маловероятно. На самом деле, можно немного “вывернуть” модель и оценить её без знания реальных объёмов продаж, но это задача непростая даже для дипломной работы.

Автор: Максим Смирнов

Редактор: Виталия Елисеева

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить
%d такие блоггеры, как: