Максим Бахтин

Бакалавриат: НИУ ВШЭ СПб «Экономика» 2013 – 2017 гг.;

МагистратураРЭШ «Магистр Экономики» (Master of Arts in Economics) 2017 – 2019 гг.;

PhDStanford University «Economics» 2019 – настоящее время;

Skills: умение думать, быстрый анализ большого объёма информации, целеустремлённость, гуру своего дела. 

Редакция NBJ спросила у Максима Бахтина:

  • Как облегчить процесс обучения, не уменьшая свой КПД;
  • Какие полезные привычки нужно развивать в себе, чтобы снизить градус стресса во время учебного процесса;
  • Учебные группы — миф или реальность;
  • Как лучше готовиться к экзаменам, и почему на лекциях лучше не спать.

Пара слов про то, какой у меня был подход к учебе в РЭШ. Естественно, это все очень индивидуально и подойдет не каждому.

Я делал максимальный упор на посещение лекций и семинаров по нескольким причинам: 

  • Лекторы обычно рассказывают больше и лучше, чем написано в учебнике. Восстанавливать всю информацию из литературы долго, а иногда и просто невозможно. Читая учебник, сложно собрать целостную картину или расставить правильно акценты – это то, что может сделать лектор. К тому же, на большинстве курсов используют сразу несколько учебников и статьи, пытаться изучить их все самостоятельно слишком сложно.
  • Лектору и семинаристу всегда можно задать вопрос, если что-то непонятно.
  • Посещение лекций дает своего рода коммитмент освоить тему в конкретное время. С учебниками это не работает – часто возникает желание отложить изучение темы на потом, а это «потом» приходит слишком поздно (если вообще приходит).

Второй важный момент – это делать все домашки.

Они даются не просто так, а чтобы можно было пощупать тему и разобраться в ней поглубже самостоятельно. В этом огромная польза хороших домашек, поэтому я их всегда делал по максимуму.

Третий «принцип» — это стараться добиваться полного понимания темы.

Важна не зубрежка, а понимание ключевых идей. Именно они остаются в голове, а не все формулы и теоремы, которые учатся перед экзаменами.

Отличный тест на понимание идеи – это попробовать объяснить ее маме или своему другу не-экономисту. Это, конечно, не всегда применимо, но критерий неплохой.

Вопросы от редакции:

NBJ: Как начать заниматься и не отвлекаться на все вокруг?

Проще всего выбрать тихое место, где тебя никто не будет отвлекать, и прийти туда без телефона и компьютера. Отвлекаться будет просто не на что. Если нужен телефон или компьютер, то есть специальные приложения для ограничения доступа к отдельным сайтам и приложениям. Я такими не пользовался, но, говорят, что помогает. Еще очень полезно найти друга, который так же настроен на учебу. Вид усердно ботающего человека рядом обычно помогает самому сосредоточиться.

NBJ: Какие “хорошие” привычки ты выработал для себя?

Честно говоря, с хорошими привычками у меня не очень – я слишком часто их бросаю! Наверно, это банально, но самая полезная привычка – это не откладывать дела на потом. В частности, не стоит сильно ориентироваться на дедлайны. Если что-то нужно сделать, то не важно, к какому сроку – лучше делать как можно раньше. Конечно, когда наступает завал, приходится делать все в порядке срочности.

NBJ: Планируешь ли четкое количество часов, которое нужно уделить на каждую из дисциплин в течение дня? Или, например, занимаешься тем, чем хочется в конкретный момент (например, нужно позаниматься по курсам A, B и C, хочется B. Занимаешься по 3 часа каждым или все время уделяешь на B?

Четко никогда не планировал. Скорее, делал в первую очередь то, где самые большие проблемы. Если по какому-то курсу огромная домашка, или я по нему особенно плохо понял тему, то сосредотачивался на нем до тех пор, пока не станет так же хорошо, как с другими курсами. Если оставалось время, то уделял его тому, что наиболее интересно.

NBJ: Когда имеет смысл заниматься в учебных группах, а когда самостоятельно?

У меня никогда не было какой-то четкой учебной группы, поэтому не уверен, что смогу ответить на вопрос.

Могу сказать про домашки. Мне кажется, что их точно не стоит делать группой. В этом случае ты получаешь ответ слишком просто и упускаешь часть навыков и знаний, которые мог бы получить, решая все самостоятельно. С другой стороны, когда домашка уже сделана в черновом варианте, но не сдана, бывает полезно обсудить ее с кем-то. Поскольку домашка еще не сдана, у тебя есть сильный стимул получше в ней разобраться, и обсуждение с другом зачастую дает очень много нового и полезного.

NBJ: Как мотивировать себя в те моменты, когда нет желания работать? Особенно после провальных контрольных/экзаменов? (Если такие были или по опыту однокурсников)

Это сложный вопрос. Мне кажется, надо понимать, какая у тебя есть цель, и мотивировать себя ей. Если эта цель всё еще достижима после провальной контрольной или экзамена, то она всё еще будет работать как источник мотивации.

NBJ: Как балансируешь между временем на учебу и на рисёч?

Это очень сложная и важная тема. Проблема в том, что по учебе всегда есть частые и оцениваемые дедлайны, а по рисёчу – только сдача курсовой или диплома в самом конце. Из-за этого в каждый отдельный момент кажется, что учеба важнее, а рисёч подождет.

Я это понимал и отводил много времени на рисёч, но не уверен, что достаточно. И мой подход явно был неоптимальным. Сейчас мне кажется хорошим такой вариант: в самом начале посоветоваться с научником и поставить себе четкие дедлайны по научной работе. Договоренность с научником будет действовать как стимул соблюдать эти дедлайны, даже если они неформальные. При этом опыт научника, скорее всего, позволит расставить дедлайны так, чтобы соблюдался правильный баланс между учебой и рисёчем.

NBJ: Была ли исходная цель «максимально все предметы» или были какие-то приоритеты между предметами?

Изначально была цель «лишь бы не вылететь»! Когда понял, что учеба получается, старался работать максимально по всем предметам. Если оставалось еще время, то тратил его на то, что было интереснее всего.

NBJ: Бывает такое, что курсы читаются плохо, что делать в этом случае?

Зависит от цели. Если цель – разобраться в курсе, то придется самостоятельно изучать материал. Начать с предложенной литературы по курсу. Если она тоже не удовлетворяет, то спросить профессора, что еще можно почитать. Кроме того, всегда можно открыть похожие курсы от MIT или поискать лекции на Курсере.

NBJ: Как распределить своё время так, чтобы максимально эффективно успевать все за день?

Это слишком индивидуально, чтобы давать какой-то рецепт. Главное — постараться высыпаться, иначе голова плохо работает, и ни о какой эффективности не может быть и речи.

NBJ: Используешь ли ноотропы и стимуляторы?

Нет, и не пробовал. Не доверяю я таким вещам, да и здоровье важнее.

NBJ: Как отдыхаешь во время учебы?

Лучший отдых – это смена деятельности: устал от макро – делай микро. 🙂

Как это ни грустно, но частенько поход за водой к кулеру, приготовление еды или стирка одежды казались неплохим отдыхом. А вообще весь мой нормальный отдых, в основном, сводился к общению с друзьями в РЭШ или с родными. Это очень помогает расслабиться и не пропадать из реального мира.

Над материалом работала Мария Кучеренко, Валерия Кука, Мария Гребенщикова 

Меню
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить
%d такие блоггеры, как: