Источник myhseolymp.ru

Дмитрий Дагаев, доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ, заведующий Научно-учебной лабораторией исследования спорта в Москве, член Ученого совета НИУ ВШЭ.

ЛЭШ «I Love Economics» (ЛЭШ ILE) — проект Высшей школы экономики и сайта «Экономика для школьников» (ILoveEconomics.ru). Начиная с 2018 года, ЛЭШ ILE проводится в Подмосковье совместно с ВЭШ — Выездной экономической школой, известной многим участникам олимпиад своими сменами осенью, зимой и весной. В ЛЭШ-2018 побывали 323 школьника. Принять участие в ЛЭШ могут ученики, заканчивающие 8 — 10-ые классы. В 2019 году ЛЭШ проходит с 10 по 26 августа в доме отдыха «Покровское» в Московской области. 

Редакция NBJ спросила у Дмитрия о науке в России; почему исследовательская деятельность важна не только для академии, но и для индустрии; как связаны траектория полёта меча, большие данные и экономика; что составляет 90% успешного студента, а что — остальные 10%?


N.B.: Как в России студенты относятся к науке? Если хорошо, то какие стимулы существуют для привлечения интересующихся студентов в науку?

В России есть несколько сильных программ по экономике, которые прививают студентам первые навыки научной деятельности. Я имею в виду программы, которые есть в ВШЭ, РЭШ, МГУ. Мне кажется, что важно с первого курса показывать учащимся, чем занимаются ученые. 

Студентам нужно ходить на научные семинары по экономике, участвовать в работе научных лабораторий и общаться с профессорами, которые ведут активные исследования в области экономики и которые являются действующими учеными.

Мы, в Высшей школе экономики, всячески поощряем эту работу. У нас есть международные и научно-учебные лаборатории, куда студент уже со второго курса может прийти и начать свою работу в университете, получать первые навыки ведения исследования. На многих программах курсовые работы начинаются с первого или со второго курса. Это дополнительная возможность провести свое первое исследование еще до момента написания дипломной работы. Также важно как можно раньше понять все этапы проведения исследования, научиться писать тексты. 

N.B.: А какая в принципе атмосфера в университете? Много ли студентов хотят заниматься наукой, или они больше хотят уйти в индустрию и заниматься своим бизнесом или чем-то ещё помимо науки?

Если говорить про программу, на которой я в последнее время преподавал (на совместном бакалавриате ВШЭ и РЭШ), примерно 15-20% студентов действительно хотят дальше строить академическую карьеру. Это не много и не мало, это нормально. Никакая программа по экономике, точно так же, как и по математике или физике, никогда не может состоять полностью из тех, кто пойдёт в науку. Есть несколько групп студентов, у которых разные цели. Тем не менее, мы уверены в том, что даже тем студентам, которые не собираются дальше становиться учеными, навыки проведения исследования могут помочь в их карьере в индустрии, бизнесе.

Уметь анализировать нужно не только тем, кто потом будет писать статьи, но и тем, кто будет принимать решения о том, как установить цену, как провести аукцион и т.д.

N.B.: Как Вы считаете, какие навыки необходимо развивать молодым студентам-экономистам?

Готовность много работать. 

Готовность быть на переднем крае того, что происходит в экономической науке. Это значит, что нужно читать статьи, ходить на семинары, участвовать в конференциях. Готовность учиться и быть открытым новым идеям. 

N.B.: Так как Вы работаете в лаборатории, у меня есть вопрос по поводу исследований. Повлияло ли наличие больших данных на Ваши исследования?

Я работаю в Научно-учебной лаборатории исследований спорта, и мы, разумеется, столкнулись с новыми открывающимися возможностями, связанными с появлением различных трекеров, которые фиксируют координаты спортсменов на поле, и технологий, определяющих траекторию полета мяча. Все это требует новых методов работы с такими данными. Поэтому, безусловно, технологические изменения требуют каких-то новых подходов и новых инструментов для работы с массивами новых данных. Мы стараемся работать с помощью этих самых современных подходов и использовать эти технологии в своей работе.

N.B.: Какими качествами должен обладать талантливый студент? Это просто хорошие оценки или же что-то большее?

Прежде всего я должен сказать, что успех – это не только талант и не столько талант. 

Успех – это всегда 90% трудолюбия и только, может быть, 10% таланта.

Поэтому для меня всегда более важным является готовность студента прикладывать усилия и посвящать время работе, воспринимать эту работу как нечто, от чего у него будут гореть глаза. Если это так, то я уверен, что, скорее всего, всё получится. Да, безусловно, какие-то косвенные показатели (вроде рейтинга) могут быть важными для понимания того, где потолок или пол того, чего студент может добиться. Но главным критерием для меня является именно готовность работать.

Над интервью работали: Мария Кучеренко, Валерия Кука

Меню
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить
%d такие блоггеры, как: