Как сказал однажды Никита Калинин в своей статье о списывании: “Начинать статью про списывание с того, что это очень плохо, это, по-моему, как начинать статью про изнасилования с осуждения мини-юбок.”

В нашей подборке интервью с преподавателями:

  • Почему списывание не панацея;
  •  Как списывание влияет на сигнал об образовании;
  •  Как вычислить списывание и бороться с ним.

Дмитрий Александрович Покровский

N.B.: Какое у вас отношение к списыванию? Понижает ли оно качество образования?

Безусловно понижает. Моё отношение к нему является резко негативным, если речь идет о списывании на контрольных мероприятиях.

N.B.: Какое еще бывает списывание?

Зависит от того, что вы под этим подразумеваете. Например, представьте: вы сделали домашнее задание или упражнение, которое было опционально и необязательно, а ваш товарищ – нет. Потом он взял и списал. Главный вопрос в том, ради чего он это сделал?

Если он списал чтобы разобраться в материале, то это нормально. Если же ваш товарищ при этом сдает работу под своей же фамилией — к этому я отношусь резко негативно. И это, конечно же, понижает качество образования, поскольку, обычно, для списывания люди не прикладывают никаких усилий кроме тех, чтобы срисовать цифири и буквы.

N.B.: Как вы выявляете списывание?

Как правило, это очень хорошо видно. Заметно сразу в процессе списывания — по поведению людей и по работам: по совпадению фраз, по несовпадению фраз, по специальному несовпадению фраз. То есть написано одно и то же, но в одном месте это А, а в другом Б и так далее. По таким несостыковкам сразу становится ясно, что человек списал.

N.B.: Что вы думаете про политику Вышки по отношению к списыванию? Как вы думаете, почему на нашем факультете до сих пор существует такое явление?

Я ничего не думаю про политику Вышки просто потому, что, мне кажется, её нет.

Если она и есть, то она задекларирована где-нибудь в документах, но никто, кроме отдельных энтузиастов на низах, не занимается воплощением её в жизнь. Собственно, поэтому и не работает, потому что она существует только на бумаге.

N.B.: Расскажите о самом вопиющем или интересном случае списывания из вашей преподавательской деятельности.

О, Боже мой, вопиющий, наверное, был год назад, когда второкурсники массово списали работы старшего курса, которые были сделаны на год раньше, и выдали их за свои. Поймать удалось человек двадцать, еще у двадцати были яркие подозрения. В общей сложности, мне кажется, списало полпотока.

N.B.: А какой-нибудь интересный и изощренный способ списывания?

Я не понимаю, что подразумевается под изощренным способом. Я могу и сам придумать несколько способов. Например, я на экзаменах и контрольных запрещаю, чтобы на бутылках были этикетки, потому что можно написать с обратной стороны.

Был один случай, когда мне одна барышня сдала контрольную работу со своей шпаргалкой, с которой она её и списывала.

Александр Сергеевич Нестеров

N.B. Какое у Вас отношение к списыванию, и понижает ли оно качество образования?

Мне нравится думать, что списывание – это, скорее, симптом, чем окончательный диагноз или болезнь.

Я понимаю, что на некоторых предметах студенты списывают, и “ничего плохого” не происходит. Но тогда нужно задавать вопрос о том, как преподаётся этот предмет, нужен он или нет? Может быть, он слишком сложный или слишком скучный, бессмысленный или неважный, и поэтому списывание возникает естественным образом. Если мы предположим, что предмет эффективен настолько, насколько он может таким быть, то тогда списывание – это нарушение академических норм. Оно сродни воровству и имеет печальные последствия во многих отношениях.

Если можно списать, то мы теряем стимулы учиться хорошо и сигнальную функцию оценки. От неё в том числе зависят рейтинги, а от рейтингов зависит судьба Вышки. У образования очень большая сигнальная функция, оно служит фильтром и проверяет человека на сочетание интеллектуальных и эмоциональных качеств.

Наверное, печальнее всего, когда из ВУЗа выходят два человека с одинаковыми дипломами. Эти дипломы должны говорить о том, чем люди занимались прошедшие четыре года, но в реальности эти дипломы не в состоянии ничего сообщить.

Ещё у списывания есть продолжение. Если человек списал, а его не поймали, то слухи об этом распространяются очень быстро. И в следующем году можно ожидать на этом курсе больше таких героев. Если же его поймали, то запускается неприятная и странная процедура. Мне кажется, она сейчас делается неоптимальным образом.

N.B. Как вы выявляете списывание? Есть ли у Вас какие-то собственные методы, когда Вы, например, видите две работы и сразу становится понятно, что человек списал?

Этот вопрос с подвохом. Почему? Предположим, что у меня есть какие-то особые способы предотвращать и идентифицировать списывание. Я бы не стал их разглашать, чтобы они сохранили свою силу. Я стараюсь предотвращать и предвосхищать списывание этическими требованиями, прошу студентов и сотрудников помогать мне во время экзамена. Я переформатировал курс так, чтобы не нужно было сдавать домашние работы на оценку. Я могу представить, сколько было бы у меня в таком случае списанных работ.

Мне кажется, предотвращение и идентификация списывания не является задачей преподавателя. Он не умеет это делать и не должен, его стимулы неочевидны.

N.B. То есть должен существовать специальный орган или человек, который делал бы это?

Да, было бы интересно обсудить такую возможность. Я знаю, что в МИЭФ письменные работы с экзаменов отправляются на проверку в Лондонскую Школу Экономики. К сожалению, я не знаю, идентифицируют они там списывание или нет. Но, по крайней мере, проверка осуществляется не преподавателем, ведущим курс. 

Однажды эти работы отловили на границе, потому что у одного студента родственник работал на таможне. На таможне вскрыли эти пакеты, и они доехали уже вскрытыми.

В Голландии, к примеру, есть proctor, который следит за тем, как студенты пишут экзамен. Это какие-то приглашённые внешние люди, которые делают это по велению сердца. Обычно это пенсионеры, но ходят шутки, что часто ими становятся бывшие тюремные охранники или полицейские. Эти люди знают ценность образования и не хотят, чтобы высшее образование, которое им не досталось, получали недостойные люди. У них высокие этические стандарты, и они никак не связаны ни с преподавателями, ни со студентами. Это идеальные внешние наблюдатели для этой задачи.

Для того, чтобы провести экзамен “чистым” образом, у вас должны быть какие-то технические средства. Вы должны знать стандарты различных средств передачи, у вас должны быть глушилки и камеры, вы должны знать, как всё это размещать. Преподаватель становится все более совершенным в этих вещах, но и студенты не отстают.

Мне кажется, предотвращением списывания должны заниматься профессионалы, потому что сейчас списывание – не любительский жанр. Уже есть профессиональный рынок тех, кто готов сделать работу или нашептать что-то в наушник. 

N.B. Как вы думаете, почему на нашем факультете до сих пор существует такое явление, как списывание?

Когда я пришел в Вышку, мне говорили, что здесь не списывают. Прошло всего неполных три года и сейчас вы уже у меня берёте интервью и спрашиваете, почему у нас списывают.

Когда мне говорили, что здесь не списывают, то говорили, что есть этические стандарты. Но при этом считается нормальным всем курсом списать какой-то предмет, потому что предыдущие курсы всегда списывали. Преподаватель не возражает и не пытается дать новые задания на экзамене, не пытается использовать какие-то технические средства.

Если вы сможете найти статистику, то увидите, например, что из двадцати пойманных на списывании человек два получили какое-то взыскание, из них были отчислены или отправлены на пересдачу – ноль. Что это такое?

Система сама подталкивает к тому, чтобы преподаватели закрывали глаза на списывание. Она не помогает и не наказывает тех, кого мы поймали.

Если вы спросите других преподавателей или ассистентов, они вам расскажут, что нужно делать, чтобы минимизировать списывание. Но преподаватели зачастую не заинтересованы в воплощении этого в жизнь. Это сложно, это никак не вознаграждается, а иногда и наказывается. Если вы кого-то поймаете, то у вас же потом будут сложности, нервные переживания и потраченное время.

Что могло бы помочь? Есть исследования, которые показывают, что такие этические стандарты задаются коллективом. Для этого у разных профессий есть особые приемы: у врачей – клятва Гиппократа, у военных – принятие присяги. Такие этические процедуры вводятся в профессиях, где всё держится на индивидуальных стандартах. В моём курсе в каждой работе есть плашка “Я гарантирую, что все написанное ниже – результат моих собственных усилий”. Есть исследования, которые показывают, что такие вещи, как подпись или устное согласие статистически значимо понижают уровень таких нарушений.

Анастасия Ивановна Никонова

N.B.: Какое у Вас отношение к списыванию, и как Вам кажется, понижает ли оно качество образования?

Для начала важно отметить, что я сталкивалась со списыванием как студент и как преподаватель, поэтому у меня об этом двоякое мнение. Однозначно, списывание – это плохо. Но необходимо понимать, что есть различные предметы, и списывание на них – это разная степень неприемлемости.

Есть обязательные предметы, без которых экономическое образование уже не является экономическим: макра, микра, эконометрика, теория игр. Списывание на них потом рубит образование на всех остальных предметах. Это ужасно, когда приходят ребята на втором курсе и не могут производную взять, а ты думаешь: «Ну, добрый вечер, и что же с вами делать». А есть предметы, которые не ведут за собой вот эту цепочку непонимания, например, философия. Это безусловно нужный предмет, его важно изучать для общего развития. Но списывание на таком предмете – это другая история.

Списывание – это ведь идентификатор лени. Лень хоть и является двигателем прогресса, но здесь это лень исключительно «не хочу учить, поэтому придумаю, как списать». Иногда бывают ситуации, когда студента хочется отчислить за списывание. Если такой студент получит диплом Высшей школы экономики, это автоматически уменьшит стоимость и моего диплома. Я тоже заканчивала этот университет, и все выпускники – это люди, которые будут так или иначе влиять на репутацию моего собственного диплома.

Списывание безусловно понижает качество образования, однако все зависит и от того, как студент это осуществляет. Если он списывает со шпоры, то для этого нужна определенная подготовка: необходимо потратить время, структурировать материал – в любом случае это оставит в его голове хоть какую-то информацию. Если же он гуглит в интернете, то для того, чтобы найти ответ на свой вопрос, нужно грамотно его задать – это все же меньший уровень подготовки. Списывать можно и через наушник, но в таком случае человек ничего не понимает, не осознаёт, у него ничего не остается в голове.

N.B.: Как вы выявляете списывание? Почему именно определенные люди вообще списывают?

Я преподаю два полных года и видела разные признаки. Возьмём хотя бы репутацию человека: если я один раз заметила подобное, то и впредь буду обращать внимание на этого человека. Уличить в списывании нетрудно, но в идеале нужно создать условия, которые не позволяют списывать. Заставить никого не списывать – это какая-то невозможная задача, а вот минимизировать количество списывающих – это наша цель.

Если на курсе очень многие списывают, то это может быть сложный курс или на него даётся мало времени. Допустим, наши «Методы оптимальных решений». Курс на самом деле очень правильный, но не в смысле знаний, а в смысле даваемых навыков. Когда студенты видят уравнение Беллмана или теорему о трансверсальности, то у них начинают кипеть мозги, и возникает вопрос: «Для чего мы это делаем? Где мы это увидим в будущем»? На самом деле, эти вещи применяются в определённой части экономической науки: в центральных банках, в прогнозировании.

Это курс для того, чтобы вы умели решать задачу в изменяющихся обстоятельствах. В жизни очень распространено — когда тебе ставят задачу, и ты не очень понимаешь, как её можно решить, а у неё ещё и новые вводные данные появляются каждые два дня. С этим нужно уметь справляться, нужно уметь быстро и качественно принимать решения. Вот именно для этого этот курс. А если вы списываете, то конкретно на этом предмете вы этого навыка не получаете.

NB: Как можно бороться со списыванием?

Так как в основном студенты списывают «по расположению», то можно делать рассадку, которую ребята заранее не знают. Обычно человек, который потенциально может списать, должен обязательно сесть где-то недалеко от студента, который должен дать ему списать с себя. Здесь человеческие отношения очень важны, и нужно отслеживать, кто с кем дружит или сидит обычно. Собственно, когда мы планируем рассадку, то пытаемся не сажать ребят из одной группы рядом. Люди, которые учатся в одной группе, с большей вероятностью могут друг другу помочь, они имеют вот это community. А сажать вместе верхушку рейтинга нормально, им списывать не очень-то и надо, они и сами могут решить задания.

Кстати, мне вспомнилось, как я училась в Германии и писала экзамен. Была огромная аудитория человек на 600, и я обратила внимание, что там в принципе никто не мог списать. Не потому, что там какие-то условия, камеры или прослушивающие устройства, а просто потому, что никто друг друга не знает и никто ни с кем не дружит. Я думаю, что это черта российских вузов – командный дух и командная история, «я помогу сейчас, мне помогут потом». Хотя ребята, которые списывают, потом вряд ли кому-то помогут.

Меню
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить
%d такие блоггеры, как: