«На М1 тебе не должно нравиться ничего. Ты должен его просто пережить», — Виталия Елисеева об учёбе в Paris School of Economics

Paris School of Economics (PSE) — один из топ университетов по экономике в Европе. Сегодня мы поговорили с соосновательницей Nota Bene Journal, Виталией Елисеевой, которая заканчивает магистратуру PSE.

  • Чему учат в магистратуре по экономике в PSE;
  • Ожидания vs Реальность: о чём стоит знать, когда мечтаешь о зарубежной магистратуре;
  • Что нужно для прохождения в хорошую PhD программу;
  • Work-life balance или почему первый год в PSE нужно просто пережить.

Расскажи про свой бэкграунд и университет, в котором ты сейчас учишься в магистратуре.

Два года назад я выпустилась из бакалавриата питерской Вышки с направления «Прикладная экономика», где я работала в лаборатории теории игр и принятия решений в течение полутора лет. Сейчас я заканчиваю магистратуру Paris School of Economics на направлении “Analysis and Policy in Economics”.

Расскажи поподробнее, о чем она.

В PSE есть две основные магистерские программы: APE (Analysis and Policy in Economics) и PPD (Public Policy and Development). 

APE — это классическое начало PhD трека: 1 курс посвящён прохождению последовательностей микро, макро и эконометрики, а на 2 курсе ты выбираешь любые предметы, чтобы закрыть необходимое количество кредитов. Программа довольно research-ориентированная, но это проявляется в основном на втором году обучения, где на  большинстве курсов студенты пишут research proposals или делают критический анализ статей. 

Есть другая программа – PPD, она готовит, скорее, к работе в policy agencies и международных организациях. Эта программа отличается тем, что у студентов на 1 курсе меньше теоретических предметов, но при этом больше эконометрики и прикладной работы с данными. Между 1и 2курсом проходит обязательная стажировка. К примеру, многие студенты проходят её в OECD или World Bank. На 2 курсе APE и PPD программы идентичны, поскольку студенты могут выбирать курсы из общего списка предметов. 

Попасть на PhD в PSE и другие универы можно и после APE, и после PPD. По моим ощущениям, APE выше ценится в Академии, готовя и эмпириков и теоретиков, а PPD выше ценится на Job Market и имеет более сильное alumni community.

Внутри программ нет определённых треков. Практически все курсы М1 обязательны, а на М2 можно поиграть в безумного шляпника и взять Foreign Investment, Topics in Game Theory и Machine Learning одновременно. Но большинство людей выбирает курсы по схожей с дипломной работой тематике, условно сортируя себя в одну из research-групп: micro-theory, applied public, macro, development, political economy and trade, environmental and regulation, economic history, behavioral. 

Расскажи, почему ты решила отправиться в зарубежного магистратуру, какие у тебя были ожидания и оправдались ли они. 

Я очень хотела на хорошую PhD программу, но знала, что после бакалавриата питерской Вышки это невозможно, и нужна очень хорошая европейская (или РЭШевская) магистратура с курсами PhD уровня. Если во время обучения там ты получаешь хорошие оценки, то это хороший сигнал, что ты способен поглощать информацию PhD уровня. Мне была нужна программа с полным покрытием расходов, и я выбрала PSE со стипендией Эйфеля, которая полностью покрывает стоимость моего обучения и проживания. 

Что я ожидала? 

Я ожидала, что у меня с одногруппниками будут схожие цели на счёт будущей академической жизни и PhD. Я предполагала, что, с одной стороны, мы будем соперничать между собой, а с другой стороны, что мы будем поддерживать друг друга на пути к схожим целям. Но оказалось, что моя группа состоит из 70% французов и 30% международных студентов, и наши планы на жизнь совершенно различны. Многие из французских студентов попали в PSE без конкурса CV и мотивационных писем, если они заканчивали сильный французский бакалавриат (например, ENS или classe prépa). Они знали, что это одна из самых сильных программ по экономике во Франции, но совершенно не ожидали исследовательской направленности и никогда в жизни не видели экономических статей. Кто-то смог быстро адаптироваться, но большинство из них так и не смогли полюбить рисёрч и Академию, а после магистратуры они пойдут работать во французскую бюрократическую систему или получать ещё одно магистерское образование. 

Большинство иностранцев пришли на программу сознательно. Нас выбирали по мотивационным письмам, в которых мы рассказывали о своих ожиданиях и целях, которые должны были метчиться с целями программы. Конечно, цели в процессе обучения могли измениться, а ожидания — адаптироваться, но тем не менее, у нас был конкретный список ожиданий. Мы понимали, что хотим взять максимум от этих двух лет обучения, и имели какой-то план в голове. 

Другая причина разрозненности класса заключается в том, что добрая половина французов не владеет английским настолько хорошо, чтобы комфортно общаться и дружить с англоязычными студентами. Их английского хватает для домашек, но каждый поход в бар или small talk между парами для них — большой стресс и выход из зоны комфорта.

Какие из предметов на М1 и М2 тебе понравились или запомнились больше всего?

На М1 тебе не должно нравиться ничего. Ты должен его просто пережить.

На М2 я взяла следующие курсы: Political Economy, Economics of Migration, Economics of Education, Health Economics, Advanced Microeconometrics, Machine Learning, Urban Economics, Economics of Well-Being and Historical Demography.

Мне больше всего понравился курс Political Economy, возможно, потому что половину курса вела моя academic advisor и содержание курса совпадало со сферой моих исследовательских интересов. К этому курсу я за 3-4 месяца прочитала 42 статьи из reading list. Мы повторили всю пройденную на 1 курсе эконометрику на конкретных примерах статей из AER и QJE. Когда ты читаешь 42 статьи подряд, ты не столько узнаёшь что-то о филде (для этого нужно читать сотни и сотни статей), а, скорее, начинаешь понимать, как отличить хорошую статью от посредственной, на что следует обращать внимание при чтении. Ты понимаешь, что профессора при работе с данными в основном используют интуицию, а на семинарах/презентациях статей концентрируются на том, как определить causality и identify variation. Это сильно помогло мне на других курсах, где от нас требовали критический анализ статей. 

На курсах Advanced Microeconometrics и Machine Learning нас просили реплицировать любую статью из хорошего журнала и с помощью методов robust estimation и causal trees оценить, насколько результаты авторов статей обусловлены выбросами или гетерогенными treatment эффектами. Реплицирование чужих статей оказалось очень полезным занятием для написания моего диплома: например, я начала подмечать хорошие практики оформления кодов и файлов с данными.

А о чём твоя дипломная работа?

Весной 1 курса после первого локдауна во Франции и половины семестра в зуме я была настолько выгоревшей, что бросила затею искать RA позицию на лето. Поэтому я вынашивала тему своего диплома в течение всего лета между 1 и 2 курсом. К тому моменту я перестала притворяться микро-теоретиком (спасибо микро-курсам в PSE) и решила заниматься эмпирикой. Также я считала и до сих пор считаю, что тему диплома нужно выбирать под научника, а научника — под тему диплома. Например, мне не хотелось работать под руководством французского исследователя над данными RLMS, которые он никогда в глаза не видел.

У меня было четыре основных критерия для выбора научника (и, соответственно, темы моего диплома): 

(1) специализируется на интересных мне странах; 

(2) работает с неочевидными/ранее не использовавшимися данными; 

(3) известен/известна в Академии на международном уровне; 

(4) пишет статьи, от которых у меня захватывает дух. 

Я пишу о том, как после Великой Отечественной войны в Советском Союзе изменились sex ratios и на что это повлияло в долгосрочной перспективе. Война привела к смертям множества мужчин и активной миграции населения внутри страны, что изменило соотношение полов в каждом отдельном городе или районе. Я предполагаю, что в районах с более низкой долей мужчин больше женщин присоединились к рабочей силе или начало работать в традиционно мужских специальностях. Больше женщин смогли продвигаться по карьерной лестнице и получать образование, что могло постепенно изменить локальные гендерные нормы. Вероятно, это повлияло на представления о том, может ли женщина зарабатывать больше мужчины в семье, может ли женщина быть лучшим политиком или руководителем в бизнесе, чем мужчина.

В чём разница между бакалавриатом и магистратурой?

В бакалавриате обычно принято потоковое обучение. Когда нужно преподавать эконометрику 200 студентам, то цель преподавателя – дать минимальный и ровный уровень знаний всем студентам. А в магистратуре у студентов появляются более-менее чёткие карьерные цели, а преподаватели становятся помощниками в достижении этих целей.

А что насчет отношений «преподаватель-студент»? В Вышке бывает, что с преподавателем можно открыто что-либо обсудить после пар и в принципе познакомиться с человеком. У тебя в университете так же?

В питерской Вышке, если у тебя есть исследовательские интересы и более-менее хорошие оценки, то блистать не сложно. С какого-то момента тебя будут знать и будут готовы тебе помочь преподаватели и твой академический руководитель. 

Чтобы блистать в магистратуре,  нужен совершенно другой уровень таланта и усилий. Нужно понимать, что даже если ты была звездой бакалавриата, то в сильной магистратуре ты с 90% вероятностью будешь унылым середнячком. Ужасно тяжело выделиться и запомниться: каждый профессор ведёт курс два месяца и видит тебя в лучшем случае на восьми лекциях. Даже если ты говорил умные вещи, то профессор(ка) быстро забудет тебя (особенно, если лекции были в зуме). 

Чтобы поступить на хорошую PhD программу, тебе нужны рекомендации от сильных профессоров/исследователей. С одной стороны, пока ты не работаешь как ассистент, то отличиться среди 70 человек на курсе очень тяжело — для этого нужно, например, быть в топ-3/топ-5 людей по оценкам. С другой стороны, наняться рисёрч-ассистентом несложно, а на оценки никто смотреть не будет. Конечно, сложнее наняться к конкретному топ-исследователю: может быть придётся выполнить тестовое задание в Стате или подождать несколько месяцев. 


Над интервью работали:

Интервьюер: Валерия Кука

Транскрибатор: Анастасия Клубкова

Редакторки: Екатерина Автонова, Валерия Кука

SMM-текст: Валерия Кука, Мария Кучеренко

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить
%d такие блоггеры, как: