Сами преподаватели говорят: «Идите отдыхайте, наслаждайтесь жизнью, у вас тут совсем немного времени, всего лишь один семестр» — интервью с Яной Мухиной о мобильности в Чехии

1)Здравствуй, расскажи немного о себе, о том, на какой программе ты учишься, на какую мобильность ездила?

Я учусь на 4-ом курсе ОП “Экономика”. Интересуюсь экологией, какое-то время занималась редактированием постов в “Зеленой Вышке”. Сейчас сфокусировалась на кейсах и своем карьерном будущем, и поэтому стараюсь больше двигаться в этом направлении. Я изначально выбирала вуз с возможностью мобильности, потому что у меня уже был непродолжительный интересный опыт жизни в Германии. Много путешествовала и интересовалась международными программами, но, когда пришло время делать выбор, это было сложно, так как хотелось всего и сразу. 

Самыми главными критериями для меня, наверное, были не очень большая финансовая нагрузка на моих родителей, а также уровень организации студенческой жизни. Я уже не раз слышала, что именно в университете, который выбрала я, “Томаши Бати”, очень хорошо работают чешские волонтеры. Они организуют все мероприятия для студентов, постоянно проводятся какие-то поездки в другие страны и тематические мероприятия. Также мне хотелось почувствовать атмосферу жизни в общежитии, соседей, поездок. 

2) Скажи, в каком городе находился твой университет?

Это маленький город в Чехии, называется Злин, с населением 100 тысяч жителей.  Я совершенно не представляла, как такие города могут функционировать, но оказалось, что там      хорошо развитая инфраструктура, природа и свежий воздух, чего абсолютно не хватает в Питере.

Злин, кстати, удачно расположен, потому что находится на стыке нескольких стран. Было очень удобно путешествовать, мне удалось посетить Словакию, Германию, Австрию, Польшу, а также Венгрию. 

3)Ты могла бы дать краткий план или несколько советов насчет формальностей, бумаг и подобного? К чему себя готовить тем, кто еще только хочет поехать учиться за рубежом? Есть ли требования к желающим, кроме хорошего места в рейтинге?

Во-первых, нужно думать заранее о документах и выборе вуза, потому что некоторые вузы требуют более ранней подачи документов.

Рейтинг, я считаю, тоже достаточно важен, но также нужно делать упор и на мотивационное письмо, тщательно его продумать, посмотреть в интернете гайды. Затем требуется мини-рецензия от преподавателя, которую, кстати, обычно пишут сами студенты и дают преподавателям лишь на проверку. В принципе это не такой большой стресс, как я думала, но тем не менее, на это нужно время. 


4) Студенты сами составляют себе индивидуальный учебный план, когда уезжают за границу, и только в уч. офисе его подтверждают и, возможно, корректируют? Ты должен сам этим заниматься?

Да, это было самое тяжелое, потому что ты сам должен выбрать предметы, которые тебе интересны. В вузе не будет точно таких же предметов, как и у тебя в учебном плане, поэтому есть какие-то предметы, например, в моем случае, эконометрика и макроэкономика, которые обязательно должны быть именно в таком виде, в каком они есть в Вышке. Остальные предметы я набирала просто исходя из своих интересов и отзывов студентов, которые уже ездили на мобильность в выбранный мною ВУЗ, академический руководитель их полностью подтвердил. Преподаватели и руководители в большинстве случаев идут навстречу.

5) Также я слышала о том, что есть 2 разные стипендии для обучения в Питерской и Московской вышке, расскажи об этом поподробней.

У меня давно был опыт подачи таких заявлений, возможно, полтора года назад, поэтому я смутно помню. Основной мой вывод состоит в том, что не нужно бояться подаваться через Московскую стипендию, потому что велика вероятность, что вы там пройдете. То есть, насколько я помню, эти подачи никак не суммируются. Подробней сказать не могу, потому что правила могли измениться.

6)Немного банальный вопрос, но интересно твое мнение, отличается ли вообще опыт обучения за рубежом и в России? Какие кардинальные различия?

Основываясь на своем опыте, что в Чехии преподаватели менее требовательные, но это, возможно, из-за того, что у меня были в основном предметы, которые практически полностью подготовлены для иностранных студентов.  Поэтому сами преподаватели говорят: «Идите отдыхайте, наслаждайтесь жизнью, у вас тут совсем немного времени, всего лишь один семестр», тем самым мотивируя нас на внеучебные мероприятия и отдых. 

По сравнению с Вышкой, которая является достаточно академическим вузом, была большая практико-ориентированность. Именно мобильность помогла мне осознать, что мне не хватало подобной направленности, у меня был перенасыщение академическими предметами. Выбранные немного случайно и согласно моим интересам предметы в итоге оказались очень важными для меня и моего карьерного развития.


7) Ты могла бы рассказать о каких-то предметах в твоей программе, которые тебе лучше всего запомнились и показались очень полезными? Отличается ли подход преподавателей в объяснении материала?

Наверное, самым важным для меня предметом был Firm Innovation Policy. Сами семинары и лекции не были насыщенными, так как мы больше разбирались в предоставленном материале самостоятельно при работе в командах. Я как-то сразу взяла на себя роль лидера,  собрала команду, которая, кстати, была интернациональной: двое с Вышкинского потока, девушки из Мексики. Работа в такой интересной команде принесла вдвойне больше опыта. За все время обучения у нас был проект на 40-60 страниц по внедрению инновации (сервиса или продукта) в выбранную компанию,  это было супер полезно. Достаточно много времени инвестировала в написание проекта, проверку каждой главы, организацию работы команды и финальную презентацию, но все это оказалось крайне увлекательно. Многие изученные фреймворки я применяю при решении кейсов или в других проектах.

8) Ты упоминала, что у вас была интернациональная команда. Что вообще ты можешь сказать о студентах? Похожи ли они на наших, может они какие-то open-minded, заинтересованные и замотивированны? Ты больше общалась с такими же exchange студентами, или с местными студентами ты тоже взаимодействовала?

Одна из причин выбора “Томаши Бати” состояла в том, чтобы максимально расширить кругозор, познакомиться с иностранными ребятами и побольше узнать о разных культурах. Если в приоритет над академической нагрузкой вы ставите социализацию и желание попутешествовать по Европе, то определенно могу порекомендовать Университет Томаша Бати в Злине!

 С местными студентами я взаимодействовала немного — они не часто посещали мероприятия для эрасмусов.     Согласно моим наблюдениям, европейские студенты не очень любят уезжать на программы обмена. Лично мне было особенно интересно общаться с ребятами из Финляндии, Греции и моей соседкой из Вьетнама. Мы вместе путешествовали, ходили на организованные местными волонтерами тусовки и раз в две недели посещали эрасмусовское мероприятие, на котором студенты рассказывали про свои страны и угощали национальными блюдами. Было, кстати, очень много ребят из России, так что была возможность пообщаться и с соотечественниками.      

9)Что было самое сложное в первый день в новой стране, в новом обществе? Какой был первый день на учебе? Сильно ли ты была в шоке от всего происходящего? 

В первую секунду, когда вышла из автобуса, у меня был небольшой шок, потому что в 8 вечера было практически ничего не видно, все казалось крайне странным и непривычным. Когда я пришла в общежитие, небольшой страх неизвестности от предстоящего семестра все же подступил ко мне. Но после знакомства с соседкой и n-нным количеством классных ребят из общежития, сомнения улетучились. Основной стресс вызывали бюрократические мероприятия с документами, а также бытовые вопросы. Во всем организационном процессе самой учебы было все максимально      понятно — проблем не возникало даже с экзаменами, которые мне нужно было сдать на две недели раньше сессии.

10) После обмена изменились ли твои взгляды на образование? Возможно, появились новая мотивация, новые интересы?Мне хотелось бы видеть более гибкую программу обучения с бОльшим количеством предметов по выбору, ориентированных в том числе на карьерные треки. Хотелось бы также больше проектных предметов, связанных с различными индустриями, с возможностью работать в командах. В плане внеучебной активности, было бы классно иметь больше тематических мероприятий с возможностью пообщаться с иностранными студентами в Вышке и узнать больше о культурных особенностях.      

Над интервью работали: Наталья Соколова, Татьяна Яковлева, Валерия Кука, Мария Кучеренко, Артём Тилипкин

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить
%d такие блоггеры, как: