Research studies — это цикл статей от студентов Питерской Вышки, в которых они простым языком рассказывают о своих исследованиях, о поисках тем и научных руководителей, а также о взлётах и падениях на пути к идеальному курсачу или диплому.
В этой статье Аида Тахмазова рассказывает о своей курсовой работе “Структура предпочений и механизмы метчинга оркестровых музыкантов в России”.
Безработица, возникающая в результате нехватки рабочих мест – естественное и распространённое явление на рынке труда. Более интересный вид безработицы — miscoordination, когда профессионалы не могут найти работу, несмотря на наличие достаточного количества подходящих вакансий. Такая ситуация — следствие неэффективной работы структур, занимающихся подбором кадров. Яркий пример такой несогласованности можно наблюдать на рынке оркестровых музыкантов в России, исследование которого легло в основу моей курсовой работы.
В России не существует баз выпускников консерваторий, и существующие 108 оркестров нанимают музыкантов через прослушивания, объявления о которых они публикуют на своих сайтах. Часть проблем данной системы вызвана использованием прослушиваний в качестве основного механизма найма. Даже у выдающегося музыканта может случиться плохой день, а на прослушивании час игры на инструменте решает, достоин музыкант стать членом оркестра или нет. Также претенденты на место в оркестр прослушиваются поодиночке, хотя в реальности успех оркестра зависит от сыгранности музыкантов. Победители прослушивания обычно проходят испытательный срок в течение года, что фактически является ещё одним затянувшимся этапом прослушивания.
Прослушивания в разных оркестрах проходят в разное время, и тут музыкант сталкивается с проблемой децентрализованности: если два прослушивания проходят одновременно в разных городах, то музыканту приходится выбирать лишь одно. А если выбор музыканта оказался неудачным и его не взяли в оркестр? Он упустил шанс попробоваться в другой оркестр и теперь ждёт новых прослушиваний, а тот самый другой оркестр предположительно упустил подходящего работника. Я предполагаю, что если бы система была централизованной, то незадачливый музыкант не упустил бы возможность прослушаться сразу в двух оркестрах.
С 2011 года Астраханская, Нижегородская и Ростовская консерваторий активно вовлечены в процесс трудоустройства своих выпускниковв оркестры. Ежегодно они проводят «ярмарки», на которых несколько выпускников текущего года выступают передзаинтересованными представителями оркестров из разных регионов. Такие ярмарки нацелены на упрощение поиска вакансий в оркестрах и найма потенциальных музыкантов. Можно предположить, что благодаря ярмаркам российский рынок начинает сходиться к частично централизованному.
Мои исследовательские вопросы посвящены сравнению эффективности централизованных и децентрализованных механизмов распределения выпускников консерваторий по оркестрам России:
- Как предпочтения музыкантов и оркестров влияют на выбор ими наиболее оптимального механизма: централизованного или децентрализованного?
- Какие типы музыкантов по инструментам (к примеру, скрипачи или флейтисты) вместе с оркестрами предпочтут централизованный механизм децентрализованному?
На основании имеющихся данных Мониторинга Трудоустройства Выпускников и Мониторинга деятельности региональных симфонических оркестров я смоделировала рынок для каждого типа музыкантов по инструментам. Для этого я взяла реальные данные о количестве выпускников консерваторий России по разным направлениям подготовки в соответствии с типами музыкантов, а также количество вакантных мест по типам музыкантов в российских оркестрах.
У музыкантов есть порядковые предпочтения по оркестрам («хочу в оркестр А больше, чем в Б»), а у оркестров – предпочтения по музыкантам, отражающие желание нанять их. В результате симуляций были построены предпочтения музыкантов и оркестров для нескольких случаев скоррелированности предпочтений. Эта степень зависит от того, насколько сильно музыканты или оркестры сходятся во мнении, а также насколько сильно влияет на предпочтения то, что консерватория и оркестр находятся в одном и том же регионе. Использование в модели скоррелированных предпочтений можно объяснить тем, что в реальной жизни существуют неформальные рейтинги консерваторий, которые могут иметь влияние на предпочтения музыкантов. К тому же выпускник может предпочесть остаться работать в том же регионе, что и консерватория, в которой он учился.
С помощью компьютерных симуляций были проанализированы исходы централизованных механизмов, Гейла-Шепли и Бостонского, и сформулированного в работе децентрализованного механизма. Анализ основывался на сравнении среднего благосостояния: если выпускник консерватории нашёл себе работу в оркестре Мариинского театра, который был пятым в его приоритетах, то он получает полезность 1/5.
В результате симуляций было выявлено, что музыкантов вместе с оркестрами можно разделить на три категории:
- с общими интересами музыкантов и оркестров в сторону централизации: альт, флейта;
- с почти общим интересомв сторону централизации, где благосостояние оркестров от централизации пострадает незначительно, а благосостояние музыкантов увеличится: виолончели, гобои, фаготы, тромбоны, кларнеты, тубы, контрабасы;
- с конфликтующими интересами музыкантов и оркестров: арфы, валторны, трубы, клавишные, ударные и скрипки.
Было выявлено, что музыканты как правило предпочитают централизованные механизмы, а оркестры – децентрализованные. Такжесимуляции показали, что с усилением схожести предпочтений музыкантов централизованные механизмы начинают работать лучше для обеих сторон. Однако это увеличивает конкуренцию среди музыкантов, что с одной стороны, лучше для оркестров, но с другой стороны, хуже для музыкантов в терминах благосостояния.
Развитие этих результатов требует большего количества информации о реальных предпочтениях музыкантов и оркестров. Такая информация является конфиденциальной и достаточно неформальной, чтобы отражать реальные предпочтения на таком сложно устроенном рынке.
Автор: Аида Тахмазова
Редакторы: Виталия Елисеева, Валерия Кука