Мы продолжаем тему международной мобильности. В предыдущей статье студентка Анастасия Кузнецова уже рассказала о том, как решиться участвовать в программе и с какими препятствиями придется справляться.

Во второй части истории вы узнаете не только о сложностях работы в интернациональной команде, страхе выражать свое мнение публично и преодолении языкового барьера, но и об особенностях образования в Тилбурге в целом.

Я хорошо помню свою первую лекцию в университете Тилбурга: первые 30 секунд были самыми страшными. Лектор начал очень быстро говорить по-английски, а я очень быстро ничего не понимать, потому что от волнения лишилась памяти, зрения и слуха. К счастью, спокойствие и расслабленность голландских студентов вокруг вернули к жизни не только меня, но и мои навыки понимания английской речи.

Учёба по-голландски: we need to pass

Голландцы не сильно переживают за свои оценки. Главная цель для них ‒ просто «pass». Вот только, чтобы её достигнуть, нужно ещё очень сильно постараться: курс считается сданным при оценке 6 и выше. То есть ничего не делать не получится. В Нидерландах десятибалльная система оценивания, при этом 9 или 10 получают единицы. Буквально за неделю до моего появления в Тилбурге в университет приезжало местное телевидение снимать уникального студента, закончившего бакалавриат на все десятки. Ну что, узнали про особенности местных студентов?

Теперь можно и на пары заглянуть! Лекции и семинары состоят из двух частей по 45 минут. Материалы публикуются преподавателями в электронной системе наподобие LMS за 24 часа до занятия, чтобы у студентов была возможность разобрать тему самим и на самой лекции слушать преподавателя, а не вчитываться в непонятные слайды. На лекции free entrance для всех желающих, но что касается семинаров, то тут правила посещения устанавливает преподаватель. Кроме того, все семинарские занятия проходят в очень активном режиме: проводятся деловые игры, дебаты, решаются кейсы. Так что спать на семинарах не удастся ‒  вас заставят говорить. (Тем более, что это оценивается!)

Speech фобия  или как научиться разговаривать

Большинство преподавателей в Тилбурге придерживаются одного правила: «Я говорю на лекциях, вы ‒ на семинарах». Поэтому мне пришлось очень сильно поработать над собой, чтобы начать уверенно выражать свои мысли. Уже на первом семинаре по бизнес-этике у нас случились внезапные дебаты: преподаватель разбил всю группу на команды и выдал темы для обсуждения. Сложность заключалась в необходимости придумать аргументы как «за», так и  «против», потому что сторону, которую должна была отстаивать ваша команда, вы узнавали непосредственно перед выступлением. Обязательным условием являлось и то, что каждый член команды должен был представить по аргументу.

Вскоре настал момент истины ‒ началась дискуссия, и атмосфера резко накалилась. Когда слово передали мне, я, по традиции, тут же забыла своё имя, фамилию, год рождения, а главное ‒ английский. Через 20 секунд мне наконец удалось выдавить «Sooo..», и наше выступление продолжилось. После дебатов преподаватель отдельно разбирал ошибки каждой группы. Ему было непонятно, почему достаточно веские аргументы нашей команды были преподнесены в такой скомканной и неуверенной манере.

Когда вы говорите, вам должно быть всё равно, что думают о вас окружающие; поразмышляете об этом на досуге. Именно эта мысль в значительной степени притупила мой страх публичных выступлений. А после того, как на лекции по микроэкономики один из студентов крикнул профессору: “Our tutorial guy is not good enough, he is boring!”, я окончательно поняла, что выражать своё мнение в этом вузе не только можно, но и нужно. Кстати, после этого наши семинары по микре стали намного интерактивнее: мы уже не только решали задачи, но и играли в деловые игры. (Об этом будет рассказано в отдельной статье, посвящённой всеми любимой микроэкономике).

My international dream team

Существует немного студентов, которые любят работу в команде. Я к таким точно не отношусь: нужно же не только себя самоорганизовать, но и смотивировать остальную часть команды. Но всем этим пришлось заниматься в Тилбурге. Мне достались три голландца, с которыми необходимо было написать research proposal. Как вы уже могли предположить, они не собирались что-либо делать, поэтому большую часть работы пришлось взять на себя, а им было отведено оформление работы и поиск данных.

BTW. Я была приятно удивлена знанием большинства студентов  международного стандарта оформления работ – APA (как правильно цитировать, делать список литературы и т.д.), чего не могу сказать о всех студентах в Вышке.

Продолжаем говорить про работу в команде: дедлайн близился, а работа ещё не начиналась. Как ответственный руководитель, я написала письмо своим коллегам, интересуясь, когда же будет материал. Вот только плохая идея была делать это в субботу вечером. Был получен следующий ответ: «We will do everything but not today. It’s Saturday, beer time!» Хорошая отмазка, не правда ли? В конечном итоге мне всё-таки удалось заставить их сделать хоть что-то, пригрозив низкой оценкой за командную работу. В Тилбурге существует практика оценивания работы каждого человека в группе.  После сдачи проекта студенты должны выставить оценку своим коллегам по команде и написать комментарий об их деятельности. Всё это учитывается при финальном оценивании, и за один проект студенты могут получить разные оценки. На мой взгляд, это замечательная практика, которую неплохо бы ввести и в нашем вузе.

Brief conclusion

Пожалуй самое главное, что выносят все студенты с семинарских занятиях в Тилбурге, так это навыки работы в стрессовой ситуации. Хорошо бы ещё не забывать о культурных  различиях своих коллег и не бояться выражать свои мысли на публике.

P.S. Если вам когда-нибудь придётся выполнять проект с голландцами, то не переживайте – они всё сделают в лучшем виде, но лишь тогда, когда у них будет на это вдохновение.

Автор: Анастасия Кузнецова

Редакторы: Виталия Елисеева, Мария Гребенщикова

Иллюстратор: Марта Ермашова

 

Добавить комментарий

Меню
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить
%d такие блоггеры, как: