Соня Перфилова написала рецензию на статью Дэна Ариели «Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения».  

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с экономикой, сами не подозревая того. Классическая экономическая теория подразумевает, что все индивиды рациональны и действуют логично. Даже если они и допускают ошибки, то впоследствии либо корректируют их самостоятельно, либо им в этом помогают механизмы рынка. Дэн Ариели в своей книге демонстрирует, что люди зачастую оказываются иррациональны, причём их иррациональные поступки могут быть предсказаны.

«Предсказуемая иррациональность. Скрытые силы, определяющие наши решения» — научно-популярная книга, основанная, тем не менее, на серьёзных научных исследованиях.

На основе презумпции рациональности учёные-экономисты делают различные предположения, начиная с уровня цен и заканчивая изменением законов.

Несмотря на то, что и придерживающиеся классического подхода экономисты, и люди, поведение которых они изучают, склонны считать себя рациональными, это не совсем так. Зачастую мы недооцениваем, как сильно зависим от эмоций и социальных норм — а зря, ведь именно они в значительной степени определяют наши решения. Однако иррациональное поведение может быть эмпирически измерено и скорректировано. Оказывается, с помощью экономики можно объяснить множество общественных проблем: от прокрастинации до краж на рабочем месте.

Каждая глава книги посвящена отдельному типу иррациональности. В одной из них рассказывается о том, почему мы часто переоцениваем то, что имеем. Ариели совместно с другими исследователями проводил эксперимент в Университете Дьюка, связанный с приближавшимся баскетбольным сезоном — одним из самых ожидаемых событий года. Билетов на матч было гораздо меньше, чем желающих попасть на него, поэтому единственной возможностью получить билет была длительная и непредсказуемая лотерея. Учёные решили проверить, одинаково ли ценят билеты те люди, которые в итоге получили их, и те, кому это не удалось. Они позвонили студенту, который остался без билета, и спросили его, сколько он был готов отдать за то, чтобы попасть на игру. Его максимумом было 175 долларов. После этого исследователи позвонили тому, кто выиграл билет — он соглашался продать его минимум за 2400 долларов. Ответы большинства фанатов, с которыми связались учёные, были примерно такими же.

Этот эффект можно объяснить тремя причинами. Во-первых, мы привязываемся к тому, что имеем. Во-вторых, люди склонны думать больше о том, что потеряют в результате сделки, чем о том, что приобретут. И, в-третьих, мы привыкаем видеть вещи в определённой перспективе и ожидаем, что другие люди (например, покупатели наших старых вещей) будут понимать и разделять наши ценности.

Другой интересный эффект, о котором рассказывает Ариели – влияние наших ожиданий на принимаемые нами решения. Почему лекарство за 10 долларов может помочь человеку сильнее, чем лекарство за 1 доллар? Был проведён эксперимент, в ходе которого участников подвергали лёгким ударам электрического тока с целью испытания нового обезболивающего. После ударов без лекарств им предоставляли таблетки, причём одной группе сообщали, что лекарство стоит 2,5

доллара, а второй говорили, что его цена 10 центов. В результате испытуемые из первой группы заявили, что после принятия медикаментов были менее чувствительны к боли, хотя таблетки были простым витамином С. Полученные результаты можно связать с тем, что мы, привыкнув жить в рыночной экономике, считаем, что более дорогой товар лучше дешёвого.

Материал в книге подается очень остроумно, а в описываемых Ариели примерах легко узнать себя или своих знакомых. Но даже он сам, учёный, специализирующийся в поведенческой экономике, признаёт, что не застрахован от иррационального поведения.

Эта книга — не просто учебник об абстрактных явлениях, а сборник экспериментов, из которых делаются общие выводы. Но наиболее интересны здесь даже не опыты, а рефлексия автора в конце каждой главы. Иногда нерациональные поступки настолько давно присутствуют в жизни людей, что они становятся привычными, и поэтому взгляд со стороны заставляет удивиться и пересмотреть свои взгляды.

Автор: Соня Перфилова
Редактор:  Виталия Елисеева

Корректоры: Олег Смирнов, Екатерина Автонова
Иллюстратор: Мария Маслова

Добавить комментарий

Меню
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить
%d такие блоггеры, как: