Искусство как товар

123

Искусство как товар

Думали ли вы когда-нибудь о произведении искусства как о товаре?

Можно ли оценить долларами, евро или рублями улыбку Джоконды? А звездную ночь Ван Гога и Лунную сонату Бетховена? Что определяет их ценность и чем идеальная копия Давида выпускника Академии художеств отличается от истинного шедевра гения Микеланджело?

Как бы ни хотелось нам наивно думать, что именно талант и мастерство автора создают ценность того или иного произведения искусства, зачастую оказывается, что они не имеют к ней никакого отношения. Мы вынуждены признать, что в наши дни оставленную посреди Центра Помпиду швабру от инсталляции современного искусства отличает не сложность создания работы или её эстетические свойства, а признание нами в качестве арт-объекта. На первый взгляд, может показаться, что общество в целом и ценители прекрасного в частности создают то или иное мнение, но это не совсем так. Ведь определяй мы, что является и не является искусством, многим из нас (в особенности отрицающим современное искусство) едва ли захотелось бы признавать таковым тот же квадрат Малевича. И тут оказывается, что определённое сообщество людей – владельцы галерей, художники, критики – именно они, а не мы, устанавливают ценности. Они владеют той волшебной палочкой, что превращает, на первый взгляд, примитивные, монохромные формы в объекты, носящие особый смысл – в новую ступень искусства.

Можно предположить, что в этом плане искусство уникально. Но и здесь придётся разочаровать вас. Что вы обнаружите, заглянув в свой кошелек? Не деньги, а лишь круглые кусочки металла и причудливо раскрашенные бумажки, которые, тем не менее, оказываются носителями некой новой ценности. Ключевым же их отличием от детских поделок оказывается признание их особым институтом  –  центральным банком, воплощающим в себе экономическую политику государства. Та же эфемерная стоимость появляется и в предметах высокой моды, цены на которые (пусть даже они содержат в себе затраты на высококачественные материалы и трудоемкую работу) лишь подтверждают, что мы с вами считаем определённые бренды и дизайнеров как воплощение высокой моды и стиля. Наряды от кутюр в данном случае являются особой формой искусства: если деньги оказываются удобным инструментом для обмена, то многие платья и костюмы известных компаний зачастую едва ли могут быть надеты где-либо кроме подиума или ковровой дорожки. И тут перед нами предстаёт не столько торжество эстетики, сколько критичная оценка профессионального модного сообщества.

Искусство как инвестиция

Что приходит в голову, когда говорят про инвестиции? Акции, облигации, драгоценные металлы (в крайнем случае денежный вклад в банке), но никак не картины и статуи. Однако, произведения искусства могут выступать объектом для капиталовложений, вполне способным составить конкуренцию традиционным способом инвестирования. Приобретая полотно знаменитого художника, инвестор в первую очередь осуществляет вложения не в сам шедевр, но в ту ценность, что была присвоена ему профессиональным сообществом мира искусства. Она, как и котировки ценных бумаг на бирже, может подвергаться значительным изменениям в течение времени. Так работы Караваджо или Пикассо, признаваемые и высоко ценимые во всем мире, можно сравнить с такими надежными традиционными инвестициями, как государственные облигации или драгоценные металлы. В то же время творения художников, долгое время оставаясь неизвестными среди их современников, с приходом признания творчества автора могут приобрести колоссальную ценность. Подобное уже много раз случалось в истории, например, работы Ван Гога, будучи непонятыми критиками и обществом в период его жизни, сейчас являются одними из самых дорогостоящих лотов на международных аукционах, принося своим владельцам десятки миллионов долларов. Можно легко провести аналогию с рискованными биржевыми инструментами или криптовалютой.

Арт-объекты в отличие от традиционных активов, у которых можно определить, что стоит за предписанной им стоимостью (так акции представляют собой некую долю активов компании, облигации определенное долговое обязательство и т.д.), подобного свойства не имеют. Это может вызвать некоторое недоверие к инвестициям в предметы искусства, так как их цена в значительной степени продиктована критиками, коллекционерами и музейными сообществами. Тем не менее, ценность того или иного шедевра зачастую может быть «застрахована» его древностью и мировой известностью. И иногда оказывается, что такая «страховка» делает вложение средств в искусство даже более надёжным, чем покупка некоторых ценных бумаг.  Если на фондовом рынке падение курса акций на фоне негативных новостей вполне вероятно, то резкое обесценивание работ Леонардо Да Винчи едва ли возможно в обозримом будущем.

В дальнейшем в нашей рубрике мы подробнее остановимся на следующих темах. 

  1. Как работает механизм вложения средств в искусство? Где легально приобрести работы Ван Гога и Пикассо и сколько это вам будет стоить?
    Мы разберем функционирование ведущих аукционных домов, таких как Sotheby’s и Christie’s, и узнаем, чем они отличаются от других классических аукционов.
  2. Как связаны экономическое благосостояние общества и роль искусства в нем? Правда ли, что чем мы богаче, тем больше мы ценим прекрасное?
    Мы рассмотрим исторические примеры разных стран и сообществ (от Ренессанса в Италии до поп-арта 60-ых в Америке) и поговорим про коммерциализацию эстетики.

И помните: красота — бесценна… (Но только не для экономистов)

Автор: Олег Смирнов

Редактор: Виталия Елисеева, Мария Гребенщикова

 

 

Добавить комментарий

Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить
%d такие блоггеры, как: