Дмитрий Цимоха и Диана Франчук в специальном интервью для NBJ рассказали о новом формате научного мероприятия для студентов HSE SPB Research Day. 


Дмитрий Цимоха

N.B.: Чем для вас является молодая наука? Как студент может развиваться по научному треку в НИУ ВШЭ СПб?

Цимоха: Молодая наука чаще всего начинается с того момента, когда студент попадает в лабораторию. В принципе, самый оптимальный и выгодный трек – это когда ты подходишь к декану и говоришь: «Здравствуйте, я хочу делать вот это». Если академический руководитель заинтересован, то тебя начнут включать в научную жизнь. Так я оказался в лаборатории СЛОН (Социология образования и науки). Это было интересно, так как через лабораторию проходит вся наука: конференции, летние школы и подобные мероприятия. Практически все ребята, которые участвуют в лаборатории, занимаются волонтёрством на таких мероприятиях, поэтому лаборатория – это маленькое научное общество.

N.B.: Есть ли какие-то определённые базовые умения, которые должны быть освоены предварительно в процессе обучения? Могут ли студенты первоговторого курсов пойти в лабораторию?

Цимоха: Я начал работу в лаборатории в середине первого курса, но мне было проще потому, что я перепоступал из другого университета и смог быстрее определиться с тем, что хочу делать. Чаще всего первокурсники и второкурсники не знают, чем хотят заниматься. Ко мне как к куратору подходят сейчас первокурсники и спрашивают больше даже не о том, как попасть в лабораторию или заниматься наукой, а о том, как найти тему, которая их настолько заинтересует, что они будут изучать только её.
Диана Франчук: У нас на экономике такая же проблема: в начале сложно разобраться с тем, чем вообще можно заниматься. Первый-третий курс очень технический, фундаментальный, только при большом желании можно узнать что-то про более узкие сферы экономики. Проблема проявляется и в процессе выбора темы для курсовой на третьем курсе. Я заметила, что темы ребята выбирали абсолютно рандомно из предложенных преподавателями. То есть ты просто не понимаешь, чем можешь заниматься.

N.B.: Я так понимаю, что отсюда и пошла идея Research Day: показать всё многообразие того, чем могут заниматься студенты в рамках университета? Или у нас есть не только университетские участники?

Цимоха: Получилось так, что в этом году мероприятие является закрытым. Участвуют наши студенты, и кроме Вышки нет других спонсоров. Это демо-мероприятие, и если оно понравится людям, то в следующем году будет ещё шире и интереснее. Мы надеемся, что дальше будут участники из других университетов: ребята с Science Slam, приглашенные лекторы, которые покажут, «как надо».

N.B.: Это было бы очень круто! Идея Research Day появилась, я так понимаю, у тебя, Дима?

Цимоха: Фактически, дело обстояло так: ЦОНАР (Центр организации науки и академического развития) из года в год проводит подобные мероприятия, к примеру, Think Big Week в прошлом году. Они заинтересованы в том, чтобы у них было регулярное мероприятие, которое от года к году может менять формат. Мы начали думать больше о создании комьюнити, чтобы студенты смогли прийти и посмотреть на работы других, пообщаться между собой, и чтобы эти связи как-то у них остались.

N.B.: В чём специфика формата Research Day?

Цимоха: Спецификой является “околонаучность” –

мы не ставим жёсткие рамки, как на серьёзных больших конференциях и летних школах, а стараемся привлечь как можно больше людей к научной деятельности в принципе.

Тут нам помогает как опыт конференций, откуда были переняты постерные сессии и презентации, так и новый для подобных мероприятий формат видеоработ, прямо как в TED. Мы хотим делать упор не только на базовые научные принципы, но и на то, как люди умеют увлечь, показать себя и свою тему.

Франчук: Я бы сказала, что большая разница между форматом научных конференций, к которым привыкли студенты, и нашим мероприятием в том, что здесь больше про идеи, поэтому это должно быть веселее и динамичнее. Основная задача мероприятия — познакомить студентов разных курсов, разных образовательных программ с тем, чем занимаются коллеги.

Очень важно, чтобы ребята с логистики узнали, чем занимаются социологи: из этого могли бы вырасти межпредметные исследования.

N.B.: Это будет единое мероприятие или серия связанных встреч? У вас уже были мастер-классы, планируются ли какие-либо обучающие мероприятия ближе к дате?

Франчук: Мастер-классы были технические, они были в рамках дней карьеры в университете и не только для участников Research Day. Больше до самого мероприятия встреч не планируется, но программный комитет просил преподавателей на каждой ОП помогать участникам, лично их консультировать и опекать, если участникам нужна будет поддержка.

N.B.: А судьи кто, как выбирали жюри?

Цимоха: Мы настаивали на том, чтобы и жюри, и программный комитет были составлены из молодых преподавателей, которые олицетворяют собой молодую науку. Мы хотели, чтобы и жюри, и комитет были ближе к студентам.

N.B.: Что конкретно каждому из вас дал опыт проведения этого мероприятия?

Франчук: Всё ещё впереди, до мероприятия меньше недели, и сейчас начинается самая активная работа. Для меня важным стал опыт общения с администрацией и новый опыт коммуникации со студентами и вовлечения их в то, что лично мне кажется важным.

Цимоха: Для меня это тоже был первый опыт работы с администрацией и создания мероприятия. Также я понял то, что нельзя всё пытаться решить самому, потому что в какой-то момент кончаются силы. Нужно учиться доверять другим людям, которые могут делать что-либо лучше тебя.

N.B.: Есть ли какие-то пожелания участникам?

Цимоха: Участникам – побольше смелости, чтобы они подходили, разговаривали друг с другом, брали контакты и общались потом. Самое важное, что есть в любой конференции – это связи.

Франчук: Я бы пожелала понимания того, что они все изначально крутые потому, что на это решились. Формат действительно новый, и поэтому нужна большая смелость, чтобы попробовать себя. Можно ещё добавить, что

в рамках мероприятия мы допускаем участие как студентов первого курса, так и магистров, и все они между собой равны. Смелость первокурсника – это наша гордость. Я считаю, что поддержка университетом таких ребят – это очень здорово.

Над интервью работали:  Мария Гребенщикова, Валерия Кука, Елизавета Михайлова, Виталия Елисеева, Екатерина Автонова.
 

Добавить комментарий

Меню
Вставить формулу как
Блок
Строка
Дополнительные настройки
Цвет формулы
Цвет текста
#333333
Используйте LaTeX для набора формулы
Предпросмотр
\({}\)
Формула не набрана
Вставить
%d такие блоггеры, как: